Эта информация размещается:
– на сайте Федеральной службы по тарифам fstrf.ru;
– на сайте комитета Тульской области по тарифам http://tarif.tularegion.ru/;
– на сайте АО «ТНС энерго Тула»;
– в базе данных справочно-правовых систем «КонсультантПлюс» и «Гарант».
В силу части 11 статьи 155 Жилищного кодекса РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием для невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами власти в регионе. При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Плата за электрическую энергию на общедомовые нужды начисляется в общем порядке.
Перерасчету подлежит только индивидуальное потребление на основании п. 91 Правил, утвержденных постановлением № 354, и только в случае отсутствием технической возможности установки индивидуального прибора учета. А оплата коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, в соответствии с п. 88 вышеназванных Правил перерасчету не подлежит.
В соответствии с п. 90 перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, исключая дни выбытия и прибытия в жилое помещение.
Потребителю необходимо обратиться в организацию, производящую расчет платы за потребленный ресурс, с заявлением, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода отсутствия. К заявлению прикладываются документы, подтверждающие отсутствие.
В случае подачи заявления до начала отсутствия перерасчет осуществляется за указанный период, но не более чем за 6 месяцев. Каждые полгода потребитель обязан подтвердить период своего временного отсутствия. В случае подачи заявления в течение 30 дней после окончания периода отсутствия перерасчет осуществляется в текущем периоде с учетом ранее произведенных начислений и оплат.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определен в разделе Х Правил, утвержденных постановлением № 354. Для того чтобы потребитель был полностью освобожден от оплаты, ему необходимо обратиться в организацию, которая отвечает за эксплуатацию дома, с заявлением, по которому должна быть проведена проверка.
Если вышеназванные нарушения территориально возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, то потребителю производится изменение размера платы за коммунальную услугу. Если нарушения коснулись внутридомовых инженерных систем, — то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, и потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков. В том числе с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем.
Начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был установлен новый прибор (но не более 3 расчетных периодов или месяцев подряд), плата определяется исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6-ти месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6-ти месяцев, – то за фактический период работы прибора учета (п. 59 Правил, утвержденных постановлением № 354). По истечении 3 месяцев плата за коммунальную услугу определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (ст. 60 Правил).
По данным Федеральной службы государственной статистики и отчетности поставщиков энергоресурсов, объем электроэнергии, потребляемой населением в ночное время суток, в среднем составляет от 25 до 30% от общего суточного потребления, и такой расход характерен практически для всех регионов России.
Каким же образом можно рассчитать экономический эффект от установки двухтарифного счетчика?
Например, в Тульской области с 01.01.2018 г. по 30.06.2018 г. для населения действуют: «Одноставочный тариф» — 4,00 руб./кВт∙ч и тариф, дифференцированный по двум зонам суток: «Дневная зона» — 4,60 руб./кВт∙ч и «Ночная зона» — 2,80 руб./кВт∙ч. Сопоставляя с одноставочным тарифом, при использовании двухтарифного учета днем за один кВт∙ч вы будете платить на 60 копеек больше, а ночью за один кВт∙ч вы сэкономите 1 рубль 20 копеек. Для уравнивания расхода необходимо, чтобы на каждый кВт∙час ночной зоны суток приходилось не более 2,0 кВт∙час дневной зоны. Тогда при меньшем соотношении всегда будет экономия, а при большем — перерасход.
Таким образом, в Тульской области объем электроэнергии, потребляемый населением в ночное время суток (расчетный порог ночного потребления), будет равным: [1/(1+(4,00-2,80)/(4,60-4,00))=0,3333] или 33,33% от общего суточного потребления. Тариф, дифференцированный по двум зонам суток (День, Ночь) для жителей Тулы и Тульской области, окажется невыгодным (33,33% > 30%). Они будут платить незначительно, но больше, экономический эффект в таком случае отсутствует.
В соответствии с пп. «г» п. 32 Правил, утвержденных постановлением № 354, контроль правильности снятия потребителем показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета может осуществляться не чаще 1 раза в 3 месяца.
Установлены два случая, когда периодичность проверки может измениться. Согласно п. 83 Правил она проводится не реже одного раза в год при одновременной проверке состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электроэнергии. Согласно п.84 в случае непредставлении потребителем показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электроэнергии в течение 6-ти месяцев подряд проводятся внеочередная проверка и снятие показаний.
Вышеназванными Правилами и Основными положениями функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 г. № 442, правом проверки правильности предоставления потребителем электрической энергии показаний приборов учета наделены ресурсоснабжающая и сетевая организации. Пп. «е» п. 32 Правил предусмотрена возможность поручить выполнение контрольных проверок третьему лицу.
При этом п.34 обязывает потребителей электроэнергии обеспечить допуск в занимаемое жилое или нежилое помещение лиц, проверяющих состояние индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета коммунальных ресурсов, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных сведений о показаниях приборов.